Социальное партнерство в управлении процессом модернизации начального и среднего профессионального образования в РФ

Попова В.Р.,

методист кафедры естественнонаучного

и математического образования

ГАОУ ДПО ЯНАО «РИРО»,

кандидат педагогических наук

На сегодняшний день рынок труда в России нуждается, прежде всего, в повышении качества профессионального образования, уровня квалификации, которую добывает будущий работник. Заостряются вопросы обеспечения формирования компетентности производственного персонала, повышения его конкурентоспособности, особенно в условиях налаживания международных экономических связей, создания предприятий разных форм собственности при участии зарубежных партнеров. Реальной угрозой для национальной системы воссоздания трудовых ресурсов сегодня является в первую очередь незаинтересованность государственных органов в решении проблем профессионально-технического обучения, во-вторых, неоправданное увеличение совокупного лицензионного объема заведений высшего образования, отсутствие совершенной системы профориентации и профотбора, низкая мотивация педагогических работников, и в-третьих нежелания работодателей вкладывать средства в подготовку кадров, в частности в создание надлежащей материально-технической базы учебных заведений [11, с. 150].

Анализ международного опыта, национальных традиций и потребностей, на общегосударственном и региональном уровнях является необходимым условием решения данных проблем. Больше десятка лет Европейский союз формирует общую образовательную политику, целью которой является определение ключевых компетенции и квалификации, разработка квалификационных границ, призванных обеспечить качество образования, мобильность специалистов, равный доступ к разным образовательным программам. Другие страны ищут собственные модели профессионального образования (США, Япония, Австралия, Канада), однако есть тенденции, которые имеют всеобщий характер: децентрализация управления учебными заведениями и учреждениями, ориентация на региональные рынки труда [4, с. 15].

Одним из приоритетных путей модернизации профессионального образования, учитывая данную ситуацию, на наш взгляд, есть налаживание эффективной системы социального партнерства. Лишь в случае плодотворного сотрудничества руководителей системы образования, местных обществ и производственной сферы, улучшается аккумуляция усилий и ресурсов всех заинтересованных в результатах профессиональной подготовки, обеспечивается учет их пожеланий, повышения эффективности системы профессионального образования и обучения. Партнерство бизнеса и образования, так или иначе, развивается во всех странах. Результаты этого партнерства направлены на повышение конкурентоспособности и мобильности производственного персонала, развитие инновационных технологий, и тому подобное.

Волна мирового экономического кризиса в 2010-2011 гг. привела к потере сотен тысяч рабочих мест, увеличению уровня безработицы, особенно среди молодежи, к снижению уровня квалификации и образованности граждан. На данном этапе основной задачей системы профессионального образования есть модернизация образовательных стандартов, результатом которой будет высокий уровень квалификации работников, что будет отвечать потребностям отраслей производства, которые динамически развиваются. Именно поэтому, формирование эффективного взаимодействия систем начального и среднего профессионального образования и социальных партнеров есть необходимым условием европейских стран, в том числе России, из экономического кризиса, разрешения его последствий. Важна роль социальных партнеров в определении критериев и оценивании качества профессионального образования и обучения [6, с. 149].

Данный процесс возможен благодаря решению следующих задач: бизнес должен оказывать финансовую поддержку профессиональному образованию, вкладывать средства в повышение уровня квалификации своих рабочих, система профессионального образования – проводить подготовку специалистов, с учетом современных потребностей различных отраслей производства. Здесь, важно четко определить роль каждого участника образовательного процесса работодатели – разрабатывать требования к профессиональной подготовке персонала, а профессиональные учебные заведения должны обучать.

На наш взгляд важнейшей предпосылкой модернизации системы начального и среднего профессионально образования является обеспечение целенаправленности и организованности совместной деятельности всех заинтересованных субъектов, создание организационно-педагогических условий для согласования государственных, общественных, корпоративных и региональных интересов. Эффективное управление модернизацией системы НПО и СПО обеспечит координацию сотрудничества и консолидацию ресурсов участников во всех направлениях и на всех уровнях их взаимодействия, а так же, решит проблемы становления и адекватного развития профессиональной подготовки квалифицированных рабочих кадров.

Актуальность исследования роли социального партнерства в рамках управлением модернизацией системы НПО и СПО предопределена прежде всего необходимостью преодоления противоречий, которые возникают: между потребностями рыночной экономики в высококвалифицированных рабочих и неудовлетворительным качеством их профессиональной подготовки во многих учебных заведениях профессионально-технического образования; между диспропорцией структуры кадров на рынке труда и предложениями образовательных услуг в профессионально-техническом учебном заведении (ПТУЗ); между государственной формой управления профессиональным образованием, закрытым ведомственным характером действующей модели начального и среднего профессионально-технического образования и необходимостью формирования принципиально новой системы профессиональной подготовки, ориентированной на рынок труда и заказчика кадров; между необходимостью развития государственно общественного управления с участием социальных партнеров и несформированностью нормативно правовой базы и неготовностью руководителей учебных заведений к кардинальным изменениям в управленческой деятельности в новой социально-экономической ситуации; динамическим социально-экономическим развитием регионов, возросшими запросами производства, которое нуждается в высококвалифицированных специалистах соответствующего профиля, и отставанием содержания образования, от современных требований, а также недостаточным прогнозированием развития направлений подготовки специалистов.

Исследования проблем модернизации профессионально-технического образования осуществили С. Батишев, А. Биляева, С. Гончаренко, В. Радкевич. Теоретико-методологической основой модернизации начальной профессиональной образования в РФ в условиях рынка труда и социального партнерства являются работы О. Новикова, В. Полякова, И. Смирнова, В. Ткаченко. Новые модели управления профессиональным образованием исследовали А. Глазунов, В. Золотарев, М. Никитин, Г. Романцев. Вопросы становления и развития социального партнерства в РФ исследованы в работах В. Виборнова, Л. Глебовой, А. Паломкина, В. Пермякова, В. Протасова, К. Чугайова, А. Фаломкина и др. Особое значение для исследования проблемы модернизации системы начального и среднего профессионально-технического образования имеют труды С. Батишева, О.Беляевой, С. Гончаренко, И. Ликарчук, Т. Ломакиной, Н. Ничкало, О.Новикова, В. Радкевича. Тем не менее невзирая на многочисленные компаративные исследования, множество из которых касаются профессионального образования, довольно мало научных работ, которые изучают мировой образовательный опыт.

Целью данной статьи является – определение современных направлений развития социального партнерства в контексте современных и перспективных потребностей рынка труда.

Выполненный анализ научных источников позволяет нам утверждать, что стратегия модернизации российского профессионального образования в условиях децентрализации должна быть ориентирована на сочетание новейших социально-экономических стандартов с национальными традициями. Налаживание высокоэффективных механизмов социального партнерства в отрасли начального и среднего профессионального образования РФ нуждается в конкретных законотворческих и организационно-управленческих решениях.

Социальное партнерство рассматривается нами как система институтов и механизмов согласования интересов участников социального процесса, в данном случае производственно-образовательного, участниками которого выступают педагоги и студенты, работники и работодатели. В системе социального партнерства интересы работников представлены, как правило, профсоюзами, интересы работодателей – союзами предпринимателей. Третьим непосредственным участником процесса согласования интересов выступает государство, которое одновременно является и гарантом выполнения принятых соглашений [5, с. 23]. Развитие системы социального партнерства создает возможность достижения относительного баланса интересов работников и работодателей на основе сотрудничества, компромисса, ведет к социальному консенсусу. Мы считаем, что оно служит действенным инструментом сочетания экономической эффективности и социальной справедливости.

Необходимо отметить, что в разных странах социальное партнерство приобретает разные формы. Так называемая корпоративистская система предусматривает использование специальных органов, процедур и механизмов. Она получила распространение в Австрии, Швеции, Японии, ФРГ, Швейцарии, Нидерландах. В рамках корпоративистской системы социальное партнерство осуществляется с помощью широкой сети консультативных комитетов, паритетных комиссий, как на общенациональном так и на региональном уровнях. Налаживание социального партнерства способствует формированию стабильной, комплексной социальной работы, характеризуется стремлением к вмешательству в наиболее острые социальные проблемы [3, с. 305].

В настоящее время термин “социальное партнерство” активно интегрируется в теорию социальной работы.

Особенностями взаимодействия с партнерскими организациями является наработка моделей социальной работы для решения адресных проблем. Основными формами партнерства в данной отрасли является: информационный обмен, общие благотворительные акции, реализация программ социально-культурной направленности, поддержка социальных инициатив, финансирования социальной сферы.

Отметим, что государственная политика в отрасли регуляции социально трудовых отношений предусматривает: создание условий, которые способствуют возникновению самостоятельной активности и взаимодействию организаций, предприятий, разных социальных групп населения; создание механизмов многостороннего сотрудничества и социального партнерства при участии государства и общественных организаций; усовершенствование законодательной базы отношений социального партнерства [2, с. 148]. В контексте начального и среднего профессионального образования социальное партнерство представляет собой особенный тип взаимодействия органов управления профессиональным образованием с субъектами и институциями рынка труда, государственными и местными органами власти, общественными организациями, нацеленный на максимальное согласование и реализацию интересов всех участников этого процесса [1, с. 214].

В данном определении подчеркнута направленность на реализацию интересов, которая коренным образом отличает эту систему отношений от тех, которые были между учебными заведениями и промышленностью в условиях социалистической экономики. Именно заинтересованность во взаимодействии должны почувствовать работодатели, профсоюзы, государственные структуры и другие участники этого процесса, чтобы их отношения с профессиональным образованием приобрели партнерский характер.

Социальное партнерство объединяет работодателей, профсоюзы, службы занятости, учебные заведения, а также органы управления образованием, способствуя более полному учету требований работодателей и реагированию на изменения конъюнктуры рынка труда. Целью социального партнерства является совместная разработка и реализация представителями партнерских сторон социально-экономической и трудовой политики, основанной на сбалансированности интересов государства, работодателей и производственного персонала.

Для современной России, которая недавно встала на путь рыночных преобразований, институт социального партнерства является относительно новым явлением. Его зарождению способствовали следующие события: появление организаций работодателей, которых раньше не было; профсоюзы приобрели свойственную им оппозиционную функцию; радикальные структурные превращения привели к значительному спаду производства и росту уровня безработицы. Процесс становления социального партнерства в отрасли профессионального образования продолжается, он постепенно становится ключевым механизмом образовательного менеджмента.

Постепенно происходит переход к общественно-государственному управлению, то есть преимущественно договорной регуляции отношений работодателей и работников. То, что социальное партнерство в системе профессионального образования, – одно из приоритетных направлений ее развития, отображено в документах общегосударственного уровня и в программах развития профессионального образования субъектов РФ [9, с. 21-22].

С целью формирования нормативной и организационно-методической основы государственных образовательных стандартов профессионального образования, сформулированы предложения “О мероприятиях по усовершенствованию системы профессионального образования при участии работодателей”, которые предусматривают привлечение социальных партнеров до формирования требований относительно уровня подготовки выпускников и разработки механизмов инвестирования средств работодателей в профессиональное образование, а также их участие, в определении рейтингов учебных заведений, в опекунских, наблюдательных советах, и других формах общественно-государственного управления образованием. Правительством Российской Федерации утверждены Правила разработки, утверждения и введения в действие государственных образовательных стандартов профессионального образования, которые предусматривают привлечение работодателей.

Современное бизнес-содружество готово помогать в разработке образовательных и профессиональных стандартов, приглашая профессионалов-экспертов для гарантирования их качества. С этой целью, в Российском союзе промышленников и предпринимателей создана рабочая группа из реформы образования, и в 2006 г. начался проект по разработке профессиональных стандартов в некоторых отраслях экономики. Однако участие социальных партнеров в профессиональном образовании РФ является хотя и распространенным явлением, но пока еще достаточно ограниченной практикой, что вызвано социально-экономическими, политическими и культурными причинами и традициями [7, с. 22]. Большой бизнес постепенно включает учебные заведения ПВО в свои структуры, начинает вкладывать собственные средства в подготовку рабочих, предприятия же среднего и малого бизнеса, не имеют на это необходимых ресурсов.

Таким образом, нами определены основные задания социального партнерства в сфере начального профессионального образования:

– обеспечение необходимых условий для реализации прав граждан на получение профессионального образования в соответствии с государственными образовательными стандартами и учебными программами, ориентированных на получение специальных навыков по выбранной профессии, а также естественно научных и социально гуманитарных знаний;

– осуществление мероприятий по отбору и подготовке педагогических работников, защиты их прав и соблюдения социальных гарантий;

– содействие развитию системы профессионального образования; совершенствование управления этой системой;

— создания условий для развития материальной базы и улучшения финансирования начального и среднего профессионального образования из разных источников [10, с. 49].

Доминирующую роль в системе социального партнерства Российской Федерации на современном этапе выполняет государство. Главное задание государственных органов – создание рациональных правил взаимодействия. Государство определяет политику в отрасли социально-трудовых отношений, в том числе в отрасли профессионального образования через законодательство путем проведения консультаций между сторонами социального партнерства и другими методами.

В последующем с повышением уровня организованности профсоюзов и работодателей, ростом авторитета их объединений, будет происходить перераспределение обязанностей между социальными партнерами. Развитие социального партнерства в сфере профессионального образования должно привести к совместному учреждению учебных заведений, которые будут осуществлять профессиональную подготовку и а также к формированию государственной формы управления их деятельностью, перехода, на финансирование заведений по результатам трудоустройства, улучшения профессиональной и социальной адаптации выпускников, а также к внедрению базового (в пределах государственных стандартов) и повышенного (на заказ и за счет работодателей) уровня подготовки квалифицированных рабочих.

С целью максимально-полного использования потенциала сотрудничества системы образования, бизнеса и власти, необходимо обеспечить базовые институциональные условия. Одной из них является создание и усовершенствование механизмов формирования социального заказа в системе начального и среднего профессионального образования. Учебные заведения и учреждения, включенные в систему социального партнерства, непосредственно и тесно взаимодействуя с предприятиями, получают возможность своевременно реагировать на смену квалификационных требований работодателей, обеспечивать необходимый уровень подготовки будущих специалистов и их трудоустройство [8, с. 124]. Утвержденный с работодателями порядок формирования заказа на подготовку кадров, участие социальных партнеров в разработке профессиональных и образовательных стандартов играет решающую роль в обеспечении качества начального и среднего профессионального образования.

Следовательно, социальное партнерство в системе управлением модернизацией начального и среднего профессионального образования – это совокупность инструментов, средств, механизмов взаимодействия учебных заведений, с работодателями, службой занятости, органами государственной и местной власти, общественными организациями, которое способствует объединению усилий его участников в поиске оптимальных форм реализации как своих собственных интересов, так и общего экономического требования, которое заключается в подготовке квалифицированных кадров, востребованных рынком труда.

В итоге, — с нашей точки зрения социальное партнерство выступает основной составляющей эффективного функционирования национальной системы профессионально-технического образования, которое обеспечивает ее реальную связь с экономическими и социальными институциями.

Первоочередное задание модернизации НПО и СПО – создание государственных стандартов профессионального образования нового поколения, обеспечения новых рабочих мест для производственной практики учеников и трудоустройства выпускников, а также выполнения других важных условий, которые способствуют повышению уровня профессиональной компетентности персонала предприятий. Все это нуждается в сотрудничестве с социальными партнерами.

Таким образом, развитие социального партнерства в сфере начального и среднего профессионального образования является актуальной проблемой современной социально-педагогической науки и практики, которая предопределена объективными потребностями и заданиями реформирования профессионального образования в современной России. Для решения данной задачи необходимы качественные научные исследования эффективности применения механизмов социального партнерства в сфере рынка труда и образовательных услуг, в частности модернизации начального и среднего профессионального образования Российской Федерации в условиях рыночной экономики.

Таким образом, можно подытожить, что для процесса управления модернизацией системы подготовки производственного персонала в РФ и ее вхождения к единственному европейскому образовательному пространству, целесообразно изучать такие проблемы: разработка механизма взаимного признания профессиональной компетенции и квалификаций; создание единственной системы перенесения кредитных единиц профессионального образования путем разработки общих принципов сертификации и тому подобное. Анализ социального партнерства в отрасли профессионального образования и обучения зарубежных стран доказывает эффективность деятельности отраслевых советов, расширения полномочий региональных органов управления образованием, создания механизма финансирования из разноуровневых бюджетов.

 

Литература

  1. Гапоненко А.Л. Управление знаниями. Как превратить знания в капитал / А.Л. Гапоненко, Т.М. Орлова.– М.: Эксмо, 2008. – 400 с.
  2. Диалектика материального и духовного производства в экономике знаний / Под общ. ред. А.И. Татаркина, В.И. Ефименкова. – Екатеринбург: ИЭ УрО РАН, 2008. – Шадринск: Изд-во ОГУП «Шадринский дом печати», 2008. 230 с.
  3. Ильина Е. Образование в странах ОЭСР. Тенденции 2007 года / Е. Ильина // Курьер российской академической науки и высшей школы.- 2008.- №5.
  4. Карпенко О.М. Показатели уровня образования населения в странах мира: анализ данных международной статистики / О.М. Карпенко, М.Д. Бершадская, Ю.А. Вознесенская // Социология образования. 2008.- № 6. — С. 4-20., с. 15
  5. Майбуров И.А. Вклад человеческого капитала в экономическое развитие России / И.А. Майбуров //Экономическая наука современной России.- 2003.- № 4. – С. 67.
  6. Молчанов И.Н. Потенциал высшего профессионального образования: теоретико-методологические основы исследования: монография / И.Н. Молчанов. – М.: Экономический факультет МГУ, ТЕИС, 2008. – 245 с.
  7. Панина Т. С. Социальное партнерство в сфере профобразования Кузбасса / Т. С. Панина, Ю. В. Клецов, А. В. Фаломкин // Проф. образование. Столица. – 2006. – № 9. – С. 22-23.
  8. Развитие социального партнерства и изучение рынка труда учреждениями профессионального образования: пособие для рук. образоват. учреждений / под ред. С. А. Иванова, Г. В. Борисовой. – СПб.: “Полиграф – С”, 2003. – 176 с.
  9. Смирнов И. П. Социальное партнерство: что ждет работодатель: итоги пилотного Всерос. соц. исследования / И. П. Смирнов, Е. В. Ткаченко. – М.: Издательский центр НОУ ИСОМ, 2003. – 31 с.
  10. Создание системы социального партнерства в профессиональном образовании: пособие для работников проф. образования. – СПб.: НИИ профессионального образования, 2000. – 114 с.
  11. Соловьева З. Н. Развитие менеджмента в региональной системе начального профессионального образования: дисс. … канд. пед. наук: 13.00.08 / Соловьева Зинаида Николаевна. – М., 2003. – 144 с.
This entry was posted in Доклады. Bookmark the permalink.

Comments are closed.