Создание и функционирование научно-образовательных комплексов в системе профессионального образования ЯНАО

Л. А. Плеханова,

к.п.н., зав. кафедрой управления развитием

общего и профессионального образования

ГАОУ ДПО ЯНАО «РИРО»

Стратегией социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа до 2020 года[3] определены основные направления социально-экономического развития автономного округа до 2020 года: повышение уровня благосостояния и качества жизни населения автономного округа и развитие автономного округа как сырьевого региона федерального и мирового значения, обеспечивающего устойчивое развитие национальной экономики. Достижение этих целей возможно только на основе эффективного развития конкурентоспособных отраслей региональной экономики и, прежде всего, – газовой и нефтяной промышленности, малого и среднего предпринимательства, а также традиционных северных промыслов.

На рынке труда автономного округа наблюдается следующая картина: не хватает квалифицированных рабочих, при этом существует переизбыток специалистов с высшим образованием гуманитарных специальностей и дефицит квалифицированных специалистов технических направлений.

Особенностью рынка труда автономного округа является наличие большой численности работающих вахтовым методом и проживающих за пределами автономного округа: свыше 25% занятых в экономике. Это ставит систему профессионального образования в ситуацию острой конкуренции перед работодателями.

Уровень безработицы составляет 1,28% и не оказывает существенное влияние на рынок труда региона. Однако, при существующем объёме вакансий, 79% составляют рабочие профессии и 11% работники неквалифицированного труда (подсобные и дорожные рабочие, грузчики, рабочие по комплексному обслуживанию зданий, уборщики, кухонные рабочие, кладовщики, вахтёры, сторожа и т.д.).

По ряду профессий автономный округ испытывает острую нехватку рабочих: водитель, каменщик, плотник, электрогазосварщик, штукатур, маляр, бетонщик, помощник бурильщика, монтажник, продавец, изолировщик, облицовщик-плиточник, машинист бульдозера, повар, стропальщик, слесарь по ремонту автомобилей. По большинству из этих профессий в автономном округе сложилась эффективная система подготовки кадров.

За счёт внедрения наукоёмких технологий в нефтегазовых компаниях происходит системное сокращение персонала, что приводит к перераспределению доли потребления кадров, из числа выпускников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования автономного округа, в пользу инфраструктурных предприятий, предприятий малого и среднего бизнеса. Так, в пропорции доля выпускников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, поступающих на работу, составляет: 28% на градообразующие предприятия, 47% – на предприятия малого и среднего бизнеса, 25% – не всегда могут сразу найти работу по полученной профессии и специальности.

Таким образом, сложившаяся ситуация требует серьёзных структурных и содержательных изменений в системе профессионального образования автономного округа[1,2]. Модернизация системы профессионально образования объективно требует приведения его в соответствие с реальными запросами ведущих отраслей промышленности, в условиях непрерывной модернизации. Важным направлением комплексной модернизации сети учреждений профессионального образования автономного округа является создание специализированных отраслевых структур профессионального образования – научно-образовательных комплексов. Научно-образовательные комплексы позволяют сконцентрировать все функции по созданию новых продуктов – от получения знаний до внедрения в реальное производство и одновременную подготовку специалистов, ориентированных на практическое решение актуальных экономических и технических задач, стоящих перед округом.

В 2012 году созданы три научно-образовательных комплекса в системе профессионального образования автономного округа с центрами в городах Салехард, Ноябрьск, Новый Уренгой, в которые вошли 6 образовательных учреждений СПО, 5 образовательных учреждения НПО, 12 филиалов вузов.

Создание научно-образовательных комплексов (НОК) в Ямало-ненецком автономном округе направлено на формирование единой инфраструктуры профессионального образования автономного округа с целью устранения диспропорций на рынке труда и обеспечение квалифицированными кадрами инвестиционных проектов на территории автономного округа, включая проекты Уральского федерального округа «Урал промышленный – Урал Полярный» и освоение полуострова Ямал.

Первый НОК является базовым комплексом профессиональных учебных заведений для Ямальской опережающей зоны, Зоны Полярного Урала и Салехардского транспортно-логистического узла, осуществляющим подготовку квалифицированных кадров для горнорудной промышленности, нефтегазодобычи, нефтегазохимии, электроэнергетики и сопряжёнными с ними направлениями: транспорт, строительство, управление, образование, медицина, сельское хозяйство, социально-экономическая сфера. Структура первого НОК включает: ГОУ СПО ЯНАО «Ямальский многопрофильный колледж», ГБОУ СПО «Ямальский полярный агроэкономический техникум», ГОУ НПО «Лабытнангское профессиональное училище», 5 филиалов ВУЗов, находящихся в г. Салехард: НОУ ВПО «Столичная финансово-гуманитарная академия», ФГБОУ ВПО «Тюменский государственный университет», ФГБОУ ВПО «Тобольская государственная социально-педагогическая академия им. Д.И. Менделеева», ФГБОУ ВПО «Тюменский государственный университет», ФГОУ ВПО «Тюменская государственная сельскохозяйственная академия».

Второй НОК призван осуществлять подготовку кадров для Гыданской и Надым-Тазовской опережающих зон по приоритетным направлениям подготовки квалифицированных кадров – нефтегазодобыча, нефтегазопереработка, электроэнергетика и сопряжёнными с ними направлениями: транспорт, экономика, управление, образование, медицина. В состав второго НОК вошли: ГОУ СПО ЯНАО «Новоуренегойский многопрофильный колледж», ГОУ НПО ЯНАО «Новоуренгойское профессиональное училище», ГОУ НПО ЯНАО «Надымское прорфессиональное училище», ГОУ СПО ЯНАО «Тарко-Салинское профессиональное училище», НОУ СПО «Новоуренгойский техникум газовой промышленности» и филиалы: ФГБОУ ВПО «Тюменский государственный нефтегазовый университет» в гг. Новый Уренгой, Надым, ФГБОУ ВПО ТюмГНГУ (Ямальский нефтегазовый институт в г. Надым). Ресурсным центром второго научно-образовательного комплекса выступает Новоуренгойский многопрофильный колледж.

Третий НОК осуществляет подготовку кадров для Южной опережающей зоны по направлениям: нефтегазодобыча, электроэнергетика, нефтегазопереработка и сопряжёнными с ними направлениями: транспорт, строительство, экономика, управление, образование, медицина. В состав третьего НОК вошли: ГБОУ СПО ЯНАО «Ноябрьский колледж профессиональных и информационных технологий», ГБОУ СПО ЯНАО «Муравленковский многопрофильный колледж», ГБОУ НПО ЯНАО «Губкинское профессиональное училище» и филиалы: ФГБОУ ВПО «Тюменский государственный нефтегазовый университет» в гг. Ноябрьск, Муравленко, Ноябрьский институт нефти и газа (филиал) ФГБОУ ВПО «Тюменский государственный нефтегазовый университет». Ресурсным центром третьего НОК является Ноябрьский колледж профессиональных и информационных технологий.

Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Ямало-Ненецкого автономного округа «Региональный институт развития образования» осуществляет научно-методическое сопровождение научно-образовательных комплексов. Одно из направлений научно-методического сопровождения ¾ «Обсуждение проблематики создания и развития научно-образовательных комплексов». 15-16 мая 2012 года в рамках реализации Плана основных мероприятий по проведению Года подготовки квалифицированных специалистов в системе образования Ямало-Ненецкого автономного округа была организована и проведена II научно-практической конференции «На Ямале есть место рабочим профессиям», которая проводилась.

Научно-практическая конференция проводилась на базе Муравленковского многопрофильного колледжа при участии представителей органов государственной исполнительной власти, органов местного самоуправления города Муравленко, работодателей. Целью проведения конференции явилось повышение эффективности и качества подготовки квалифицированных рабочих кадров и специалистов в соответствии с комплексной программой «Развитие системы профессионального образования Ямало-Ненецкого автономного округа на 2011-2015 годы». В работе конференции приняло участие около 200 человек из 10 образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, филиалов вузов, входящих в научно-образовательные комплексы Ямало-Ненецкого автономного округа, в том числе 26 представителей от 15 предприятий города и округа.

В ходе обсуждения проблематики создания и развития научно-образовательных комплексов на научно-практической конференции определены концептуально-стратегические основы развития научно-образовательных комплексов:

— концепция НОК (идея опережения; идея многоуровневого профессионального образования; идея “точек роста»; идея открытой модели НОК; идея кооперации; идея взаимодополнения);

— стратегия развития (метод сценариев; анализ рынков);

— нормативная основа функционирования (Положение о НОК; договоры и соглашения; единые корпоративные стандарты, регламенты);

предложены связи и технологии взаимодействия с образовательными учреждениями профессионального образования:

— обмен ресурсами (передача; совместное использование; лизинг; льготное использование, преференции; доступ к данным и информации);

— выстраивание взаимоотношений по типу «поставщик услуг – потребитель услуг»;

— общее владение и защита интеллектуальной собственности;

— Web-пространство, сетевые педагогические сообщества, модерация;

— сетевые образовательные программы;

спрогнозированы ожидаемые результаты и эффекты от создания НОК:

— создание собственного вузовского сектора в ЯНАО;

— создание стратегических команд; единой информационно-образовательной среды;

— повышение инновационной восприимчивости и конкурентоспособности образовательных услуг;

— появление новых форм подготовки кадров;

— появление новых интеграционных связей;

— учреждение новых хозяйствующих субъектов;

— повышение эффективности использования ресурсов;

— интеграция ступеней образования.

Кроме того, проблемы модернизации системы профессионального образовании обсуждались 12 сентября 2012 года в городе Салехарде на региональном совещании педагогов Ямало-Ненецкого автономного округа «Образование Ямала: вызовы времени и стратегии развития» в рамках дискуссионной площадки «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ШКОЛА: маршрут развития».

В работе площадки приняли участие 28 представителей учреждений начального, среднего профессионального образования, специалисты департамента образования, регионального института развития образования и руководители филиалов ВУЗов, осуществляющих свою деятельность на территории ЯНАО. На дискуссионной площадке руководители 1, 2 и 3-го научно-образовательных комплексов (Трисорука И.М., Синенко Е.В., Соломко Л.Г.) говорили о среднесрочных программах развития НОК, о первых результатах работы центров (Ресурсный центр профессионального образования для подготовки специалистов ТЭК на базе Муравленковского многопрофильного колледжа; Учебный центр профессиональных квалификаций на базе Ямальского многопрофильного колледжа.) было рассказано директорами колледжей (Линделгольц А.Ю., Трисорука И.М.). Обсуждение проходило в виде открытой дискуссии, представители учреждений высказывали свое мнение по модели реорганизации учреждений профессионального образовании с учетом законопроекта «Об образовании в Российской Федерации»; о возможностях обучения навыкам предпринимательской деятельности; о реализации модели «учреждение профессионального образовании – школа»; о перспективах развития сотрудничества с работодателями и другие. В ходе состоявшегося конструктивного диалога были выявлены глобальные проблемы профессионального образования, которые присущи не только нашему округу, но и общероссийской системе профессионального образования, предложены конкретные направления модернизация системы профессионального образования автономного округа.

Таким образом, в настоящее время в автономном округе идёт процесс формирования национальной системы квалификаций как механизма институционального оформления непрерывного профессионального образования, закладываются основы перехода от управления профессиями и специальностями к управлению образовательными программами и квалификациями на примере научно-образовательных комплексов.

Нормативные документы

  1. Комплексная программа «Развитие системы профессионального образования Ямало-Ненецкого автономного округа на 2011 –2015 годы», утверждена постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 27 января 2011 г. № 16-П
  2. Окружная долгосрочная целевая программа «Развитие системы образования Ямало-Ненецкого автономного округа на 2011-2015 годы», утверждена постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа № 526-П от 27 декабря 2010 года.

«Стратегия развития Ямало-Ненецкого автономного округа до 2020 года», утверждена постановлением Законодательного Собрания Ямало-Ненецкого автономного округа № 1990 от 09.12.2009

This entry was posted in Доклады. Bookmark the permalink.

Comments are closed.